Галина Юрьевна Ризниченко |
Студенты, которые не смогли пройти тесты и написать лекционную контрольную, смогут это сделать 11 декабря (в среду) с 15.00 до 19.00 в компьютерном классе. В случае вторичного пропуска контрольной и тестов, все они переносятся на экзамен.
Оценка по курсу
В курсе «Математические модели в биологии» действует рейтинговая система оценок. Студент может получить оценку по курсу в соответствии с рейтинговым баллом.
Рейтинговая оценочная шкала (по 5-бальной системе):
- 4,85 – 5,00 – «Отлично»;
- 4,00 – 4,84 – «Хорошо»;
- 3,50 – 3,99 – «Удовлетворительно».
При формировании рейтинговой оценки вклад различных видов работ учитывается следующим образом:
- домашние задания и работа на семинарах (40%);
- контрольные работы (60%), в том числе
- 1-я контрольная работа (10%);
- 2-я контрольная работа (40%);
- 3-я контрольная работа (10%).
Если не написана какая-либо из контрольных работ или не отработан пропущенный семинар, то соответствующие вопросы и задачи выносятся на экзамен, окончательная оценка за курс выставляется после ответа на экзамене. Если пропущено 3 (или более) семинара без уважительной причины, оценка "автоматом" не ставится, оценка выставляется только после прохождения экзамена в сессию.
Экзамен
Досрочный экзамен будет проходить 23 и 26 декабря с 11.00 в компьютерном классе.
После прохождения курса студенты могут получить оценку автоматом в соответствии с рейтинговым баллом, либо сдать экзамен. Экзамен можно сдать как с учетом рейтинга, так и без учета рейтинга. В случае экзамена с учетом рейтинга окончательную оценку по курсу формируют: - ответ на экзамене (40%);
- рейтинговый балл (60%).
В случае экзамена без учета рейтинга, оценка по курсу ставится в соответствии с полученной оценкой за ответ, при этом экзамен проходит строго без доступа к электронным устройствам. Экзаменационный билет включает два теоретических вопроса, из которых один вопрос обязательно включает материал, рассматриваемый только на лекциях и не рассматриваемый на семинарах.
Темы к экзамену
Введение
- Понятие модели. Объекты, цели и методы моделирования. Модели в разных науках. Компьютерные и математические модели. Первые модели в биологии.
- Современная классификация моделей биологических процессов. Регрессионные, имитационные, качественные модели. Принципы имитационного моделирования и примеры моделей. Специфика моделирования живых систем.
Дискретные и непрерывные модели клеточных популяций- Модели, описываемые одним обыкновенным дифференциальным уравнением (в общем виде). Понятие стационарного состояния. Устойчивость стационарного состояния (определение по Ляпунову, асимптотическая, не асимптотическая).
- Модели роста популяций (1 ОДУ). Экспоненциальный рост. Логистический рост. Модель с наименьшей критической численностью.
- Дискретные модели (на примере модели Ферхюльста): устойчивый рост, циклы, динамический хаос.
- Модели с запаздыванием. Логистическое уравнение с запаздыванием.
- Матричные модели популяций с возрастной структурой. Возрастная матрица Лесли.
Представление системы в фазовом пространстве переменных- Модели, описываемые системами двух линейных автономных дифференциальных уравнений (в общем виде). Понятие фазовой плоскости, фазовой траектории. Стационарное состояние. Линеаризация решений в окрестности стационарного состояния. Характеристическое уравнение. Типы особых точек и общий вид фазовых портретов. Грубые системы.
- Схема исследования устойчивости стационарных состояний (2 ОДУ). Бифуркационная диаграмма для системы двух линейных автономных дифференциальных уравнений.
- Построение фазового портрета. Метод изоклин. Построение сепаратрис седла (нахождение собственных векторов). Определение направления движения изображающей точки по фазовой траектории. Построение кинетических кривых по фазовому портрету.
Качественные модели взаимодействий- Модели биохимических реакций. Закон действующих масс. Модель мономолекулярных биохимических реакций. Классическая модель Лотки.
- Модели взаимодействия видов. Классическая модель Вольтерра.
- Модель конкурирующих видов в отсутствие ограничений. Методы математического описания ограничений численности.
Иерархия времен в биологических системах- Иерархия времен. Быстрые и медленные переменные. Теорема Тихонова. Примеры биологических систем с иерархией времен. Квазистационарные концентрации. Смысл малого параметра при производной. Редукция систем с учетом иерархии времен.
- Модель ферментативной реакции. Вывод формулы Михаэлиса-Ментен с использованием метода малого параметра.
Модели мультистационарных систем и переключений в биологических системах- Триггер. Силовое и параметрическое переключение триггера. Бифуркация седло-узел. Качественное изменение поведения системы при изменении значений параметров.
- Модель конкуренции двух взаимодействующих видов (с учетом внутривидовой конкуренции).
- Модель генетического триггера Жакоба и Моно.
Колебательные процессы- Понятие предельного цикла и автоколебаний. Мягкое и жесткое рождение предельного цикла. Бифуркация Андронова-Хопфа. Автокатализ. Типы обратной связи.
- Брюсселятор. Примеры моделей колебательных процессов в живых системах. Гликолиз.
Квазистохастические процессы. Динамический хаос- Понятие странного аттрактора. Пример – аттрактор в системе Лоренца. Причины возникновения нерегулярности в системе Лоренца.
- Виды аттракторов. Понятие устойчивости траектории.
Модели взаимодействия двух видов. Агентные модели- Гипотезы Вольтерра. Аналогии с химической кинетикой. Вольтерровские модели взаимодействий. Классификация типов взаимодействий. Конкуренция. Хищник-жертва. Функция хищничества (Холлинга).
- Обобщенные модели взаимодействия видов. Модель Колмогорова.
- Модель Базыкина. Формулировка модели. Сравнение с классической моделью Вольтерры.
- Понятие агентной модели. Клеточные автоматы. Агентная модель формирования стад животных. Модель антропогенного воздействия на поведение волков в Национальном парке Канады.
Фракталы- Фракталы и фрактальная размерность. Примеры фрактальных структур в природе. Длина береговой линии. Объем облака. Примеры фрактальных множеств в живых системах. Формирование крон деревьев. Альвеолы легких. Мембраны митохондрий.
- Математические фракталы. Кривая Коха. Треугольник и салфетка Серпинского. Канторово множество. Канторов стержень, чертова лестница.
Пространственная организация биологических систем - Процессы переноса в биологических системах. Уравнения в частных производных типа реакция-диффузия-конвекция. Вывод уравнения диффузии.
- Активные автоволновые среды. Понятие потока, законы Фика. Общий вид решения уравнения диффузии, волновое число.
- Решение линейного уравнения диффузии методом разделения переменных. Собственные функции. Устойчивость гомогенного стационарного состояния.
Диссипативные структуры в живых системах- Дифференциация тканей и формообразование. Неустойчивость однородного в пространстве стационарного состояния – необходимое условие возникновения пространственно-временных структур.
- Модели морфогенеза. Распределенный генетический триггер Жакоба и Моно. Генетический триггер с учетом диффузии субстратов.
- Модель гидры Гирера-Майнхардта. Моделирование раскраски шкур животных.
Распространение фронтов, импульсов и волн- Распространение волны в системах с диффузией. Базовая модель Колмогорова – Петровского – Пискунова – Фишера. Примеры
- Возбудимые среды. Распространение вида вдоль границы ареала. Распространение нервного импульса.
- Возбудимый элемент. Надпороговое и подпороговое возбуждение. Классическая модель Ходжкина-Хаксли и базовая модель Фитцхью-Нагумо.
- Аксиоматическая модель возбудимой среды. Детальные модели процессов в кардиомиоцитах. Сердечные аритмии. Патологии сердечного ритма.
Модели
- Экспоненциальный рост популяции (решение уравнения, график временной зависимости для численности)
- Логистический рост (формулировка модели, решение уравнения, график временной зависимости для численности, анализ устойчивости стационарных состояний)
- Модель популяции с наименьшей критической численностью (формулировка модели, график временной зависимости для численности, анализ устойчивости стационарных состояний)
- Дискретное логистическое уравнение (формулировка, исследование уравнения, варианты поведения во времени). Лестница Ламерея (построение временной зависимости для численности по графику зависимости, анализ устойчивости положения равновесия)
- Система линейных химических реакций (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Модель Лотки (модель химической реакции) (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Классическая модель Вольтерра «хищник-жертва» (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Модель отбора одного из равноправных (общая модель для двух видов и модель, учитывающая ограниченность в питательных ресурсах и быстрое их поглощение по сравнению с процессами репродукции) (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Модель конкуренции (с учетом внутривидовой конкуренции) (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Модель «хищник-жертва» (с учетом внутривидовой конкуренции) (определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Модель биохимической регуляции белкового синтеза (генетический триггер Жакоба и Моно) (для m = 0 определение стационарных состояний, построение главных изоклин, фазового портрета и кинетических кривых)
- Брюсселятор (определение стационарных состояний, определение типа устойчивости стационарных состояний в зависимости от значений параметров системы, вид фазового портрета в зависимости от значений параметров системы)
- Модель гликолиза (упрощенная схема) (определение стационарных состояний, определение типа устойчивости стационарных состояний в зависимости от значений параметров системы, вид фазового портрета в зависимости от значений параметров системы)
Дополнительные вопросы к билетам
Вопросы по математическому аппарату
- Что является решением системы двух линейных обыкновенных дифференциальных уравнений?
- Чем стационарное состояние отличается от нестационарного?
- Можно ли определить, устойчива или неустойчива система, если мы наблюдаем за системой, находящейся в стационарном состоянии?
- Чем отличаются устойчивое и неустойчивое стационарные состояния?
- Какие решения дискретного уравнения (модель Ферхюльста) не реализуются в аналогичном дифференциальном уравнении?
- Стадии исследования системы 2-х автономных дифференциальных уравнений:
- стационарное состояние
- линеаризация
- характеристическое уравнение
- главные изоклины
- собственные значения
- устойчивость и тип стационарного состояния
- направление фазовых траекторий
- уравнения для сепаратрис
- Как с помощью изоклин можно найти стационарное состояние?
- Чем отличается силовое переключение триггера от параметрического?
- Чем отличается поведение вырожденной системы от поведения полной системы?
- Чем отличается предельный цикл от центра?
- Если мы наблюдаем за периодическими колебаниями системы с постоянной амплитудой, можно ли определить, что мы видим, предельный цикл или центр?
- Чем отличается устойчивый предельный цикл от неустойчивого?
- Чем отличается мягкое возбуждение автоколебаний от жесткого?
- Необходимое условие возникновения автоколебаний (бифуркация Хопфа).
- Закон Фика.
- Что характеризует волновое число?
Вопросы по моделям биологических систем
- Для каких условий роста популяции справедлива модель Мальтуса?
- Какие фазы роста клеточной популяции описывает модель Ферхюльста?
- Какие дополнительные динамические режимы можно увидеть в дискретной модели Ферхюльста?
- Какое явление в популяционной динамике было объяснено с помощью модели Вольтерра?
- Какие основные режимы существования видов реализуются в модели двух равноправных видов с учетом межвидовой и внутривидовой конкуренции?
- Как может происходить «выключение» гена в модели Жакоба и Моно?
- В чем выражается иерархия времен в модели ферментативной реакции (реакция Михаэлиса-Ментен)?
- Что было предсказано с помощью модели гликолиза?
- Как возникает дифференцировка клеток в модели морфогенеза?
Базовые понятия курса (без понимания которых оценка не ставится)
Дополнительные материалы
|